Нарушение режима труда и отдыха работодателем

Содержание

Увеличение штрафов за отсутствие тахографа с 1 ноября 2019 года

Нарушение режима труда и отдыха работодателем

Добрый день, уважаемый читатель.

В 2019 году на автобусах и грузовиках тяжелее 3,5 тонн должны устанавливаться специальные устройства — тахографы, предназначенные для того, чтобы контролировать режим труда и отдыха водителей (На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?).

С 1 апреля 2014 года существуют штрафы, которые могут быть наложены как за отсутствие тахографа, так и за нарушение режима отдыха водителем.

В этой статье речь пойдет об увеличении указанных выше штрафов с 1 ноября 2019 года:

Штраф для водителя за отсутствие тахографа

Сразу же хочу заметить, что статья 11.23 КоАП полностью переработана, теперь в ней есть отдельная часть с наказанием для водителя и отдельная — для должностных лиц.

Первое изменение внесено в часть 1 статьи 11.23:

1.

Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

1.

Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Старый штрафНовый штраф
Для водителя1 000 — 3 0003 000 — 5 000

И минимальный, и максимальный штрафы для водителя увеличены на 2 000 рублей.

Кроме того, с 1 ноября 2019 года КоАП также предусматривает ответственность и для иностранных перевозчиков, которые могут вместо тахографа использовать регистрационные листки.

Штраф за выпуск на линию автомобиля без тахографа

1.

Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Старый штрафНовый штраф
Для должностного лица5 000 — 10 0007 000 — 10 000
Для ИП15 000 — 25 000
Для юридического лица20 000 — 50 000

Во-первых, размер минимального штрафа для должностного лица за выпуск на линию автомобиля без тахографа увеличен на 2 000 рублей.

Во-вторых, введены новые штрафы, которые могут быть наложены на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию грузовика или автобуса. Размеры этих штрафов гораздо выше.

Штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха водителя

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Старый штрафНовый штраф
Для водителя1 000 — 3 0001 500 — 2 000
Для должностного лица7 000 — 10 000
Для ИП15 000 — 25 000
Для юридического лица20 000 — 50 000

В данном случае нужно обратить внимание на следующие особенности:

1. Для водителя минимальный штраф за нарушение режима возрос, а максимальный — уменьшился.

2. Введены новые штрафы для должностных лиц, ИП и юридических лиц.

3. Штрафы на юридическое лицо и должностное лицо накладываются лишь в том случае, если организация составляет графики работы водителя с нарушением (или иным способом заставляет водителя фактически нарушать режим). Если график составлен без нарушений, а водитель по каким-то причинам в него не уложился, то штраф будет наложен только на водителя.

Например, если организация требует, чтобы водитель управлял автомобилем 14 часов за смену, то штрафы за нарушение режима будут наложены и на самого водителя, и на должностное лицо, и на организацию.

Другой пример. График водителя составлен без нарушения и включает 8 часов рабочего времени (ежедневный учет рабочего времени). Однако во время работы произошла поломка автомобиля, водитель потратил дополнительное время на ее устранение и в итоге не уложился в график. В этом случае за нарушение режима труда и отдыха штраф грозит только самому водителю.

Ну а в заключение хочу напомнить, что на ПДД Мастер есть подробные статьи, в которых описываются правила организации рабочего времени водителя и нормативы управления для физических лиц:

Режим труда и отдыха водителей

Источник: https://pddmaster.ru/novoe/tahograf-1119.html

Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018

Нарушение режима труда и отдыха работодателем

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.

Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

ПериодФактическое времяРабочее время
Предрейсовый осмотр15 минут15 минут
Управление ТС30 минут30 минут
Погрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Охрана груза2 часа40 минут (30 %)
Разгрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Послерейсовый осмотр15 минут15 минут
ИТОГО10 часов8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  •  на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.

Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).

При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.

Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.

Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.

Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.

 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушенияРазмер штрафа
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.3. Нарушение правил использования тахографаОт 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыхаОт 1 000 до 3 000 рублей

Источник: https://kontur.ru/articles/5169

Нарушение режима труда и отдыха водителя

Нарушение режима труда и отдыха работодателем

]]>]]>

Для сотрудников организации, работа которых связана с управлением транспортным средством, установлены определенные нормы работы и отдыха, которые будут зависеть от специфики труда водителя.

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей

Основные положения, регулирующие нормы труда и отдыха водителей содержатся в Положении об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 за номером 15.

Для водителей применяются следующие нормы работы:

  • Восьми- или семичасовой рабочий день при 5- или 6-дневной рабочей неделе.
  • Дважды в неделю допустим десятичасовой рабочий день при суммированном учете рабочего времени.
  • В случае, если поездка длится более 12 часов, в рейс отправляются два водителя, а транспортное средство в обязательном порядке оборудуется спальным местом.
  • Время непосредственного нахождения за рулем не должно превышать 9 часов в течение одной смены или 90 часов в течение 14 дней.
  • В середине смены, длящейся более 8 часов, обязателен перерыв для питания и отдыха минимум 30 мин., максимум 2 часа.
  • «Дальнобойщикам» в первые 4 часа пути, и затем каждые 2 часа, предоставляются перерывы для отдыха, входящие в рабочее время, которые имеют общую продолжительность не менее 15 минут.
  • Отдых между сменами не может быть менее 12 часов, также в течение недели должен быть период отдыха 42 часа.

При суммированном учете рабочего времени водителей в качестве отчетного периода берется месяц, в отдельных случаях квартал или полугодие.

Режим работы и отдыха водителей по тахографу

Тахограф – это специальный прибор, который устанавливается в автомобиле. В основном его используют в большегрузных машинах, а в тех, которые осуществляют международные перевозки, в обязательном порядке.

Он фиксирует следующие показатели:

  • Время нахождение автомобиля в пути.
  • Время остановки автомобиля.
  • Скорость автомобиля.
  • Путь, пройденный автомобилем.

Данный прибор позволяет отследить исполнение водителем предписанного режима труда и отдыха.

Данные тахографа записываются на специальное устройство – тахокарту.

Режим труда и отдыха водителя международника

Водители, которые осуществляют международные рейсы, руководствуются Европейским соглашением о работе экипажей ТС, производящих международные перевозки.

Оно имеет незначительные отклонения от вышеуказанного приказа Минтранса.

Например, по нему разрешается делать первый перерыв после 4,5 часов непрерывного вождения, в то время как российский документ обязывает водителя делать это через 4 часа.

Все автомобили, совершающие международные перевозки обязаны иметь тахограф, более того, водители должны иметь при себе тахокарту за последние 28 дней.

Комната отдыха для водителей на предприятии

В законодательстве нет прямого указания, на то, что на предприятии должна иметься комната отдыха водителей.

Но при этом в ТК РФ есть указание, что работодатель предоставляет помещение для обогрева работников осуществляющих трудовую деятельность на открытом воздухе зимой и в не отапливаемых помещениях.

Также работодатель должен предоставить помещение для отдыха и приема пищи, в случае, когда такие перерывы предоставляются в течение рабочей смены.

Поэтому, те организации, в которых водители относятся к вышеуказанным категориям, должны иметь комнаты отдыха для водительского персонала.

Оборудование данных помещений не регламентировано, поэтому они обставляются на усмотрение работодателя.

Наказание за нарушение труда и отдыха водителей

Наказание за нарушение режима труда и отдыха водительского состава налагается в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ. Согласно ей, наказание могут нести как работодатели, так и работники, нарушившие установленный режим.

На виновных лиц накладывается денежный штраф в размере:

  • от 5000 до 10 000 руб. на должностных лиц организации нарушителя;
  • от 1000 до 3000 руб. на виновного сотрудника.

Если организация изначально, в своих локально-нормативных документах, прописывает нормы, не соответствующие требованиям закона, то штраф может быть наложен по статье 5.27 КоАП РФ – за нарушение трудового законодательства.

 В законодательстве, регулирующем работу персонала, управляющего транспортными средствами, особое внимание уделяется такому понятию, как отдых водителя. Норма отдыха таких сотрудников зависит от режима их работы.

Источник: https://spmag.ru/articles/narushenie-rezhima-truda-i-otdyha-voditelya

Режимы труда и отдыха: что нужно знать трудящимся?

Нарушение режима труда и отдыха работодателем

Согласно трудовому законодательству, каждому работнику гарантировано право на нормирование рабочего времени в совокупности с его чередованием с временем отдыха.

На практике так и происходит, однако, все реже в соответствии с правилами ТК – приводимые трудовой инспекцией данные утверждают, что множество работодателей регулярно нарушает трудовые права своих сотрудников в части нормирования времени их отдыха.

Нарушение режимов труда и отдыха не только фактически лишает работника его личного времени, которым он должен распоряжаться сам, но также лишает его дополнительных средств, полагающихся ему за переработку.

Кроме таких банальных вещей, с которыми многие трудящиеся могут сталкиваться ежедневно, трудовое законодательство содержит массу других нюансов, несоблюдение которых также регулярно фиксируется инспекторами ГИТ.

Продолжая свою борьбу за соблюдение прав рабочего класса, в этот раз Карьерист.ру расскажет об особенностях предоставления сотрудникам времени на отдых, предоставления отпусков, наиболее частые нарушения законодательства в этой сфере и другие аспекты, которые важны для каждого работника.

Режим труда

Рабочим временем, согласно ст. 91 ТК, считается время, определенное внутренними документами предприятия, на протяжении которого работник исполняет порученную трудовую функцию.

Оптимальной продолжительностью времени труда в неделю считается 40 часов (8 часов в сутки). Она может быть распределена в рамках установленных трудовым распорядком режимов рабочего времени:

  • 5-дневная неделя (2 выходных);
  • 6-дневная неделя (1 выходной);
  • Ненормированная неделя при наличии скользящих выходных;
  • Неполная рабочая неделя.

Это не лишает отдельных сотрудников права на меньшую рабочую неделю — ст.

94 ТК определены ряд исключений, которые устанавливают нормы продолжительности смен для некоторых категорий трудящихся (несовершеннолетних, инвалидов, учащихся, лиц, задействованных на вредном производстве и т.д.), для которых она должна быть укороченной или наоборот, может быть повышенной.

 Нормативное регулирование этих положений фиксируется внутренней документацией или контрактом.

Все время, что человек работает свыше определенных распорядком или договором нормативов – считается сверхурочной работой, задействовать в которой могут лишь сотрудника, чье согласие документально подтверждено.

Исключения, когда такое согласие не требуется (ст. 99 ТК), составляют лишь случаи стихийных бедствий, техногенных аварий, катастроф, в условиях войны или чрезвычайного положения.

Кроме того, законом определены лица, привлечение которых как сверхурочно, так и ночью запрещено – это беременные женщины и несовершеннолетние.

Инвалиды, матери детей до 3-х лет, одинокие матери и отцы, а также другие «льготные» категории работников, определенные ст.ст. 96, 99 ТК, могут привлекаться к такой работе исключительно по письменному соглашению, с письменным их ознакомлением про их право на отказ руководителю.

Время отдыха

Все остальное время, которое не входит в рамки рабочего, является временем отдыха, планируемым и используемым сотрудником только по собственному усмотрению. Оно может использоваться для других работ – работник волен решать это самостоятельно.

Законодательство различает несколько видов времени отдыха, на которые имеют право трудящиеся:

  • Перерывы. Ст. 108 ТК гарантирует каждому работнику право на один перерыв в течение дня для обеда и промежуточного отдыха. Его продолжительность устанавливается внутренними документами и колеблется в пределах от получаса до 2 часов, которые не считаются рабочими. Помимо обеденного, работники могут требовать краткосрочных перерывов для реализации мелких потребностей (помыть руки, сходить в туалет и т.д.). Кроме прочего, на дополнительные перерывы могут претендовать работники, выполняющие работы на улице зимой (для обогрева), а также работники, работающие на производстве, технология которого будет требовать таких перерывов. Ст. 258 ТК также предусмотрены дополнительные перерывы для кормящих матерей.
  • Ежедневный отдых между сменами. Это период времени, от конца работы и до следующей смены. Нормативное регулирование этого времени, а также форма его предоставления в кодексе не урегулированы и, как правило, устанавливаются внутренним распорядком. По сложившейся практике, организации устанавливают такой период времени, который в 2 раза превышает время отработанной смены.
  • Выходные дни. Исходя из рабочей недели, сотрудникам может предоставляться 1 или 2 выходных дня. Исходя из ст. 110 ТК, независимо от количества дней, непрерывность отдыха должна составлять не меньше 42 часов.
  • Праздничные дни. Они определяются ст. 112 ТК. Их наличие никоим образом не может влиять на размер жалования, если работнику выплачивается фиксированный оклад. Если празднику предшествует рабочий день, то он сокращается на 1 час. В случае установления 6-дневной рабочей недели, рабочий день, предшествующий празднику, не может быть длиннее 5 часов. Привлечение в эти дни к работе запрещено, кроме случаев, определенных ст. 113 ТК.
  • Отпуска. На ежегодный отпуск вправе претендовать каждый работник, стаж работы которого превысил 6 месяцев с момента трудоустройства к конкретному работодателю. Отпуск – самый длительный период отдыха, предоставляемый работнику – 28 дней в году, которые работник вправе разделить на части (как минимум одна должна составлять две недели). Отдельным категориям предоставляются удлиненные отпуска. Рассмотрим порядок их предоставления подробнее.

Отпуска

Как уже сказано, каждый работник может рассчитывать на ежегодный отпуск, срок которого не может быть меньше 28 дней, если срок его непрерывной работы у работодателя составляет больше полугода.

Однако, ст. 122 ТК предоставляет возможность получить его и получения нормативного стажа – беременным женщинам, несовершеннолетним, усыновителям и прочим категориям – по соглашению с руководством.

Кроме того, отдельные категории вправе требовать дополнительный отпуск – это занятые на вредных производствах, имеющие ненормированный или особый характер работы, и прочие категории, которым работодатель счел необходимым их предоставить (ст. 116 ТК).

Все категории отпусков исчисляются днями и суммируются – в них не включаются праздничные нерабочие дни, которые выпали на отпуск.

Отметим, что ежегодный отпуск является оплачиваемым – за этот период за работником сохраняется не только его рабочее место, но и средний оклад, который выплачивается не позднее, чем за 3 дня до такого отдыха.

Один из самых спорных вопросов – очередность его предоставления. Так, законодательство определяет его очередность, в соответствии с составленным руководством графиком отпусков. Он является свободным, но, тем не менее, обязательным для всех сторон трудового контракта.

Важнейшим аспектом является то, что кроме специфики производства, он должен учитывать пожелание работника (Постановление Госкомстата № 1 от 5.01.04г.).

Более того, исходя из нормы ст. 123 ТК, он может быть предоставлен исключительно в удобное работнику время, несмотря на то, что график составляется до начала календарного года, в котором такой отпуск будет предоставляться – законодательство не исключает возможности внесения в него изменений.

Что касается случаев отзыва на работу из отпуска, то он возможен лишь по письменному согласию трудящегося. В случае если сотрудник наделен правом на дополнительный отпуск или его отпуск превышает стандартные 28 дней, то вместо таких дополнительных дней он может получить денежную компенсацию.

Если часть его такого отпуска перенесена на следующий год, то он может требовать компенсацию любого количества дней из перенесенной части.

В случае увольнения, исходя из ст. 127 ТК, сотруднику должны быть компенсированы все неиспользованные отпуска.

Отдельно отметим, что закон определяет право работника на неоплачиваемый отпускной период, необходимость в котором вызвана семейными обстоятельствами или иными уважительными причинами.

Срок, на который он выделяется, определяется сотрудником и руководством исключительно по их соглашению. Кроме прочего, ст. 128 ТК определены лица, которым такой отпуск предоставляется по их требованию обязательно.

Нарушения режима труда и отдыха

Выявление нарушений в этой области трудового законодательства является компетенцией Государственной инспекции труда.
Зачастую, подобного рода злоупотребления со стороны работодателей не мотивируют работников на обращение в правоохранительные органы.

Причины подобного рода безответственного поведения неизвестны и, вероятнее всего, представляют собой либо отсутствие уверенности в положительном исходе своей жалобы, либо являются банальной правовой безграмотностью и отсутствием желания защищать свои права.

В связи с этим, единственным способом выявить такие нарушения трудовых прав работников является проведение плановых проверок работодателей.

Систематизированные данные этих мероприятий, любезно предоставленные нам ГИТ, говорят о том, что в число самых распространенных нарушений входит:

  • Отсутствие правил внутреннего распорядка, графиков отпусков, рабочих графиков и прочей документации, которая регулирует режимы работы и отдыха.
  • Отзыв сотрудника из своего ежегодного отпуска, без предоставления на то его письменного согласия.
  • Предоставление отпуска, меньшего по сроку, чем полагающийся работнику.
  • Несоразмерное компенсирование частей отпуска денежной суммой, игнорирование обязанности компенсировать части отпуска, не отбытые работником на момент увольнения.
  • Несоблюдение нормирования труда для сотрудников, трудоустроенных по совместительству.
  • Игнорирование минимального срока еженедельного непрерывного отдыха и т.д.

Несмотря на проведение регулярных проверок, по словам инспекторов ГИТ, ситуация в этой области не идет на улучшение – всему виной отсутствие у работников отстаивать свои права.

Поэтому Карьерист.ру очередной раз настоятельно рекомендует – в случае обнаружения нарушений трудового законодательства, обращайтесь в территориальное отделение ГИТ. Помните, спасение утопающих дело рук самих утопающих!

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/rezhimy-truda-i-otdyxa-chto-nuzhno-znat-trudyashhimsya.html

Нарушение трудового договора работодателем: ответственность по ТК РФ

Нарушение режима труда и отдыха работодателем

Трудовые отношения между работником и нанимателем – это непростая сфера жизни в организации. Конечно, можно закрывать глаза на несущественные огрехи и лишний раз не лезть в конфликт, но если права ущемляются регулярно, то следует незамедлительно предпринимать меры.

Основной причиной такого наглого поведения работодателя – это незнание работниками своих истинных прав. Чтобы разобраться в ситуации, следует определить, нарушаются они или нет.

Нарушения трудового кодекса работодателем

Основные:

  • Не соблюдение правил при заключении или прекращении трудового договора, а также несанкционированное изменение его предмета и условий;
  • Неверное начисление зарплаты, а также отказ от ее выплаты, в том числе и в случае увольнения наемного работника;
  • Не правильная организация охраны труда;
  • Нарушения режима труда и отдыха;
  • Отказ от предоставления закрепленных в ТК РФ гарантий и компенсаций;
  • Не соблюдение дисциплинарных норм труда и не правильное использование мер взыскания;
  • Не предоставление обязательных гарантий некоторым категория работников, предусмотренных трудовым кодексом РФ;
  • Если отказано в предоставлении возможности повысить квалификацию;
  • Нарушения в процессе принятия нормативных актов локального значения;
  • Не соблюдение миграционного законодательства и привлечение к труду иностранной рабочей силы.

Если нарушен договор

Несмотря на то, что все правила закреплены в ТК РФ, гарантией их соблюдения служит документ, заключаемый между нанимателем и работником. Такой нормативный акт — фундамент регулировки трудовой деятельности.

Однако многие работодатели часто нарушают условия трудового договора, пренебрегая его условиями.

Распространенные нарушения:

  1. Не соблюдение условий трудовой деятельности и отдыха. Правила их регулирования четко прописаны в ТК РФ, ст. 108:

«В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка»

  1. Отсутствие графика отпусков или его непредставление. Каждому работнику положен оплачиваемый отдых – это закреплено в Главе 19 ТК РФ текстом ст.115.

«Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней».

Своим правом он может воспользоваться по истечении 6 месяцев после принятия на работу.

  1. Исполнение работы в сверхурочное время, если такое не закреплено в договоре.
  2. Так же нарушением считается отсутствие на предприятии табеля рабочего времени.
  3. Не правильное начисление заработной платы и взимание пеней и штрафов, не оговорённых в трудовом договоре.
  4. Начисление зарплаты ниже установленного в регионе минимального размера оплаты труда.
  5. Законодательством РФ установлена обязанность работодателя, выплачивать работникам аванс.
  6. Не вовремя поступившая оплата отпуска

Нарушение трудовых прав работников

За работником на законодательном уровне закреплены следующие права:

  • На оформление трудовых отношений с нанимателем, на их расторжение и изменение условий договора;
  • На определенный вид труда, указанный в тексте договора;
  • На оснащении рабочего места всеми необходимыми материалами и техническими средствами;
  • Заработная плата должна выплачиваться в указанные сроки и в полном размере;
  • Право на отдых, т.е. на еженедельные выходные, праздничные дни и отпуска. Работодатель обязан устанавливать нормальную продолжительность трудового дня;
  • На полное информирование об условиях труда и техники безопасности;
  • На профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • Право на организацию и участие в профсоюзах;
  • На диалог с управляющим аппаратом предприятия путем представления интересов коллектива при помощи уполномоченных лиц, оформление коллективных договоров и контроль над их исполнением;
  • На возможность защищать свои права в соответствии с законодательством РФ;
  • На возмещение ущерба приобретенного вследствие исполнения должностных обязанностей, закрепленных трудовым договором и на компенсацию нанесенного морального вреда.

В этих случаях работник имеет полное право требовать возместить моральный вред.

Нарушение условий труда работодателем

В чем же выражается не соблюдение в этой сфере трудовых отношений:

  • Условия работы не соответствуют требованиям безопасности и причиняют вред работнику;
  • Не соблюдаются санитарные и гигиенические нормы;
  • Нехватка технических средств, что усложняет исполнение должностных обязанностей;
  • Отказ от перевода на более легкую должность в связи с состоянием здоровья, подтвержденным медицинскими актами;
  • Отказ в социальные страховки трудящихся. Это самое грубое несоблюдение прав закрепленных в законодательстве РФ.

Такие нарушения могут повлечь серьезные последствия для работника, поэтому тут может быть причинен как физический ущерб здоровью, так и моральный (ввиду нравственных мучений по поводу возникновения опасных для здоровья и жизни ситуаций).

Теперь, когда стало понятно в каких случаях можно считать, что права работника нарушены, возникает другой вопрос – куда обратиться при нарушении трудового законодательства работодателем?

Способы борьбы за права без обращения в органы государственной власти:

  1. Профсоюзы работников. Можно обратиться в орган внутри компании (в каждой крупной организации, такие общества существуют), а можно и даже лучше в региональные.

    Обычно наниматели не любят с ними связываться и очень часто без лишнего принуждения исправляют правонарушения на добровольной основе.

  2. Если в компании имеется специальная комиссия по индивидуальным спорам, то можно обратиться туда.

    Однако, такое воздействие может подействовать только если дело касается незначительных ситуаций, больше затрагивающие принципы работника, чем его права.

Если мировое урегулирование конфликта не получилось, то приходит время обращения в органы государственной власти:

  1. Трудовая инспекция. Положительной стороной является, то что при написании заявления можно воспользоваться опцией о неразглашении данных (анонимность) – это очень полезно, если работник собирается продолжить работу в этой компании. В так случае проверка будет проводиться общая в отношении каждого трудящегося на предприятии.

    Минусы: Первый — Долгий срок рассмотрения (1 месяц вынесение решения и 1 на устранение нарушений). Второй — Проверяется только документально заверенный факт, что неэффективно, если имели место принуждение и моральное давление на работника.

  2. Обращение в прокуратуру. Один из самых действенных способов.

    Этот орган быстро проводит проверку документации фирмы, а также опрашивает свидетелей. После завершения работодателю дается 1 месяц на устранение нарушений или дело передается в суд, где работник получает бесплатную юридическую помощь и весомого защитника.

  3. Подача искового заявления.

    В тех случаях, когда все приведенные способы оказались безрезультатными, приходится обращаться в органы судебной власти. Составлять заявление и подавать его следует одновременно с прохождением других инстанций, так как срок обращения в суд ограничен временными рамками.

    К иску прикладывают документы, подтверждающие факт работы трудящегося на предприятии и доказательства нарушений прав (если они есть). Если требования содержат какие-либо денежные взыскания, то к нему прилагаются все расчетные бланки.

Таким образом, хочется обратить внимание, что способов воздействия на работодателя много. Трудовое законодательство надежно защищает права трудящихся во всех категориях, однако, нарушения со стороны работодателей весьма распространённая практика.

Делают они это чаще всего умышленно, но опускать руки и закрывать глаза на вопиющую несправедливость не стоит.

При возникновении трудных ситуаций следует обратиться за квалифицированной помощью юристов, которые помогут грамотно составить необходимые заявления, окажут всестороннюю поддержку и проконсультируют по любому интересующему вопросу.

Источник: https://WorkDispute.ru/narusheniye-truda/narushenie-zakona-rabotodatelem.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.