Могут ли сотрудники гибдд останавливать вне поста
Проверка документов сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2019 году: имеют ли право
До настоящего времени у некоторых автомобилистов возникает желание поспорить с сотрудниками ГИБДД, остановившими их на дороге вне стационарного поста. Насколько обоснованы такие споры и какие права предоставлены сотрудникам ДПС, поднимающим жезл на городской дороге или трассе?
Сначала разберёмся с предысторией вопроса. В 2009 году был принят Административный регламент ГИБДД (Приказ МВД от 02.03.2009 N 185), обрадовавший многих водителей, как профессионалов, так и обычных автовладельцев. Согласно п.
63 старого Регламента, остановка транспортного средства для проверки документов могла быть осуществлена только на специально оборудованных постах.
Такое решение было принято в рамках проведения антикоррупционных мероприятий в системе МВД.
Трудно сказать, дала ли эта мера какой-то результат, но некоторая абсурдность ситуации была очевидна.
Наибольшее количество правонарушений, не связанных с ДТП, выявляется именно при выборочной проверке документов, а оборудованные стационарные посты в пределах города остались во временах дяди Стёпы.
Фактически был утрачен правовой механизм для эффективного выявления и предупреждения правонарушений.Проверка документов — широко распространённая процедура
Ранее действовавший Регламент вызывал нарекания со стороны сотрудников полиции по многим позициям. Приказом МВД от 23.08.
2017 N 664 был утверждён новый Регламент, устранивший некоторые недостатки и несколько расширивший полномочия сотрудников. В том числе было убрано условие о проверке документов только на постах.
В настоящее время остановка транспортного средства возможна в местах, определённых Регламентом и руководством местного подразделения ГИБДД.
Основания для остановки
Основания для предъявления сотрудником такого требования перечислены в п. 84 Регламента и включают в себя:
- установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
- наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
- необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
- необходимость использования транспортного средства;
- необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;
- необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
- оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
- необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;
- угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;
- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;
- проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Сотрудники ГИБДД вправе останавливать машину вне поста
Список исчерпывающий, по любым другим основаниям остановка не допускается. Предъявление требований остановить автомобиль сотрудником ГИБДД по иным основаниям не законны и не подлежат исполнению, хотя сложно придумать причины, по которым ещё могло бы потребоваться остановка транспорта.
Где можно останавливать машину
Тем не менее регламентом установлены некоторые ограничения. Не допускается останавливать машины (п. 88 регламента) в местах, где остановка запрещена ПДД. Из общего правила сделаны исключения и остановка разрешена в запрещённых местах:
- если это связано с пресечением преступления или правонарушения;
- при осуществлении регулировочных мероприятий (например, регулирование пробок);
- если это связано с предотвращением угрозы жизни и здоровью, имуществу участников движения;
- если место остановки обозначено патрульной машиной с включённым спецсигналом.
В отделах ГИБДД разрабатываются схемы расстановки патрульных машин. В течение служебной смены места, в которых сотрудники останавливаются для наблюдения за движением, меняются. Экипажи постоянно перемещаются. Имеются участки, на которых ГИБДД любит устраивать засады. В основном это делается на небольших отрезках дорог, где наиболее часто происходят аварии или допускаются нарушения.
Проверка документов
Проверка документов — дежурная процедура, активно используемая сотрудниками ГИБДД в целях выявления и предотвращения уголовных и административных правонарушений. Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
- документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Отсутствие документов повлечёт за собой составление протокола или вынесение постановления на месте и назначение штрафа. Размеры штрафа могут быть внушительными. Если речь идёт об отсутствии полиса ОСАГО, то это безобидные 500 рублей. А вот неоформление путевого листа обойдётся организации или ИП уже в 20 000 рублей.
При проведении проверки сотрудник может не ограничиться визуальным изучением бумажного документа. У каждого полицейского есть доступ в специальную базу данных.
Проверяется наличие ограничений на управление машиной, наличие полиса ОСАГО, действительность водительского удостоверения, другие обстоятельства. Результатом проверки может стать пожелание доброго пути, а может и отправка транспорта на штрафстоянку.
Бывают случаи, что человек добросовестно не знает о наличии ограничений. В такие ситуации часто попадают неплательщики алиментов, в отношении которых приставы выносят постановление об ограничении права на управление.
В связи с большой загруженностью приставов и банальным отсутствием денег на почтовые пересылки, неплательщику копия постановления не высылается, и изъятие машины становится для них полным сюрпризом.
Ещё одной целью проверки на дороге является выявление лиц, находящихся в розыске. Более того, опытные сотрудники умудряются даже выявлять преступления при проведении проверки.
Нетипичное поведение водителя и пассажиров, необычные предметы в автомобиле могут вызвать подозрения и повлечь применение в отношении автовладельца других мер, в частности, осмотр автомобиля.Парадоксально, но у сотрудников ГИБДД даже существует определённый план по раскрытию преступлений, не связанных с ДТП. Обычно это преступления, связанные с перевозкой наркотиков, незаконного оружия и тому подобное.
У опытных сотрудников ГИБДД вырабатывается своего рода чутьё на нарушителей. Малейшая нетипичность ситуации повлечёт остановку транспортного средства и проверку документов.
Ранним утром возвращались с женой из аэропорта, машину вела жена. На первом же посту нас остановил гаишник. Представили документы, он долго разглядывал и нас, и их. Затем нагнулся, заглянул в машину через окно, пытаясь унюхать алкоголь. В результате усмехнулся и спросил, кто же из нас накануне выпивал. Естественно, никто.
Я долго не мог понять, чем мы вызвали его подозрение. Уже дома догадался, ему показалось подозрительным, что в выходной день рано утром по трассе машину ведёт женщина, а мужчина сидит рядом. По всей видимости, сотрудник подумал, что возвращаемся с отдыха, муж выпивал, жена, значит, тоже пригубить могла, надо проверить.
: остановка транспортного средства ГИБДД
Таким образом водители, пытающиеся оспорить право работников ГИБДД остановить машину на дороге, руководствуются отменённым законодательством и рискуют быть привлечёнными за неисполнение законных требований.
- Роман Алексеев
- Распечатать
Источник: https://carnovato.ru/proverka-dokumentov-sotrudnikami-dps-vne-stacionarnogo-posta/
Смотрите, какая тема — Могут ли ГИБДД останавливать где угодно по новому приказу №664?
Статья обновлена 20 Октября 2017 года после вступления в силу нового Приказа и обновления Администратвиного регламента МВД.
Многие автолюбители всегда полагали, что для проверки документов, согласно Приказу №185, сотрудник ГИБДД мог останавливать машину только на стационарных постах.
Приказ №185 МВД, на самом деле, не содержит вообще ни одного пункта, регламентирующего остановку автомобиля инспектором. Он вводит в действие и делает обязательным для исполнения Административный регламент МВД, и потому правильно ссылаться именно на Административный регламент в вопросе права остановки где угодно, в том числе вне стационарных постов.
Правда в том, что никаких изменений на сегодняшний день, 06 Мая 2020 года, в 185 приказе не принято. Но мы можем прямо это утверждать только потому, что очень многие водители, не изучившие до конца этот приказ, просто подменяют понятия, когда их интересует исключительно вопрос правомерности остановки на стационарных постах.
Дело в том, что Приказ №185 вводит в действие административный регламент, а тот может изменяться, а может и обновляться. И вот 20 Октября 2017 года вступает в силу обновлённый регламент МВД. И, чтобы он был введён в действие, потребовался новый Приказ, который теперь вышел под другим номером — №664, разработанный от 23 Августа 2017 года.
Где могут останавливать машину сотрудники ГИБДД?
Согласно новому Приказу, инспекторы ГИБДД (как и любые сотрудники полиции) сейчас могут останавливать автомобили вне стационарных постов, или, проще говоря, где угодно.
Отличие Приказов заключается в том, что исключена проверка документов без причины на стационарных постах и, таким образом, введён единый список оснований для такой проверки (п. 106 регламента).
Основания для проверки документов
- наличие признаков нарушения ПДД,
- ориентировка о причастности водителя или машины к ДТП,
- проведение разного рода мероприятий (спецмероприятий) по безопасности дорожного движения (например, «трезвый водитель», «безопасность ребёнка» и тому подобные).
Только имейте в виду, что это основания для проверки документов. А вот основания для остановки автомобиля перечислены отдельными пунктами (в п. 84 регламента).
Основания для остановки машины
- признаки нарушения ПДД (в том числе установленные визуально),
- ориентировки на водителя или автомобиль,
- необходимость опроса водителя и/или пассажиров о ДТП, если они являлись его очевидцами,
- необходимость привлечения в качестве понятого водителя и/или пассажиров,
- необходимость использования машины,
- для регулировочных действий (если требуется остановить все автомобили),
- для обеспечения проезда организованной колонны со спецсигналами,
- если это необходимо для проезда автомобиля скорой помощи и других оперслужб,
- необходимость помощи другим лицам,
- проведение разного рода мероприятий (спецмероприятий) по безопасности дорожного движения (например, «трезвый водитель», «безопасность ребёнка» и тому подобные),
- если автомобиль неисправен и при этом создаёт угрозу безопасности дорожного движения,
- проверка документов.
Как видим, убран пункт о проверке документов на стационарных постах, а последним пунктом идёт основание без указания на такие посты. Таким образом, инспектор ДПС может останавливать автомобиль для проверки документов где угодно. Но только если у него есть основания для такой проверки (а не для остановки), перечисленные выше.
Разница между Приказом №644 и №185 заключается в том, что ранее были перечислены основания именно для остановки, что было не совсем корректно.
А вот по первому пункту оснований — признаки нарушения водителем ПДД — основанием тех или иных подозрений инспектора могут быть ориентировки, данные свидетелей, дежурного полиции и тому подобного.
То есть если сотруднику, дежурящему на дороге, поступила ориентировка (а она может быть и устной), что некий синего цвета автомобиль совершил правонарушение, то он имеет право остановить похожий на него Ваш автомобиль.
Спецмероприятия — это также основание для остановки вне стационарного поста. Речь идёт о таких мероприятиях (Вы наверняка слышали о них), как «трезвый водитель», «безопасность ребёнка» и тому подобные.
Обязан ли сотрудник ГИБДД предоставить ориентировку или документ, подтверждающий спецмероприятие?
Согласно тому же Административному регламенту, сотрудник ГИБДД не имеет права препятствовать ознакомлению водителя со спецмероприятиями или ориентировками.
Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе и по первому требованию предъявлять водителю документ, подтверждающий такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД.
В этом случае задача сотрудников ГИБДД заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ним. То есть предъявить их Вам по месту нахождения этих документов.
Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/mogut-li-gibdd-ostanavlivat-gde-ugodno-po-novomu-prikazu-no664
Законные основания для остановки автомобиля сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2020 году
Несмотря на все усилия государства по упрощению контроля на трассах (установленные камеры видеонаблюдения, фиксирующие все нарушения и минимизирующие взаимодействие водителей с «гаишниками») остановки авто сотрудником ДПС все еще не редкость.
Какие сотрудники имеют право останавливать машину, и какие основания для остановки автомобиля сотрудниками ДПС предусмотрены в законодательстве? Остановимся на этих вопросах подробнее.
Право приостановления движения автотранспорта
Постановление Правительства России № 716 от 19.08.2013 года прописывает условия и алгоритм остановок автомобилей, права и обязанности властных структур, наделенных этим полномочием, во сколько осуществляется пересменка работников ДПС, а также правовая защита лиц, управляющих ТС.
Итак, транспортное средство вправе остановить:
- Регулировщик;
- Представитель Федеральной службы по надзору за транспортом;
- Инспектор ГИБДД;
- Полицейский.
Для остановки должен быть весомый повод – одной проверки документов недостаточно.
Законные причины остановки
Остановить ТС без причины представитель властных структур не вправе. Это прямое нарушение нормы закона. Сотрудник, остановивший машину, обязан разъяснить автовладельцу основание для остановки транспортного средства. В это время водитель вправе не выходить из салона авто (статья 67 Приказа МВД №185).
Законные причины остановки:
- Нарушение ПДД (Правил Дорожного Движения);
- Подозрения о нахождении в государственном (или международном) угрозыске водителя или его пассажиров;
- Подозрение на то, что машина числится угнанной;
- Водителя (пассажира) просят засвидетельствовать ДТП или нарушения ПДД;
- Если действует «план-перехват», в связи с побегом осужденного из колонии.
Все остальные аргументы считаются остановкой без причины.
Остановка для проверки документов является законной, если осуществляется на стационарном посту ДПС (статья 63 Приказа МВД №185). Если водителя пытается остановить представитель полиции или ДПС на трассе, где они стоят, и обосновывает причину остановки проверкой документов, водитель вправе поинтересоваться, знает ли сотрудник положения Приказа №185.
Все постановления и распоряжения представителей государственных органов выносятся публично и не относятся к секретным документам. Поэтому каждый гражданин вправе ознакомиться со всеми протоколами или постановлениями, вынесенными в его отношении. Возражения инспектора относительно такого ознакомления – нарушение конституционных прав гражданина РФ.
Вне стационарного поста у сотрудников ДПС есть право остановить машину:
- Если отсутствует знак регистрации;
- Если заметны признаки аварийного состояния: дымит капот, разбиты фары, вмятины;
- Если водитель угрожает безопасному проезду другого транспорта.
Не останавливать авто по требованию сотрудника ДПС на законных основаниях можно при отсутствии освещения дороги и форме сотрудника без светоотражающих деталей.
Полномочия инспекторов
Порядок исполнения обязанностей сотрудниками автоинспекции прописан в Приказе МВД №185. Многие автовладельцы задают вопрос, имеет ли право представитель инспекции требовать от водителя покинуть салон машины? Сотрудник вправе попросить об этом, но выполнять просьбу или нет – право водителя, а не его обязанность.
Приказ остановиться подается инспектором при помощи громкой связи или жезла со свистком. В обязанность сотрудника инспекции вменяется точное указание жезлом на авто. Если на машину жезл не указывает, водитель вправе продолжить движение.
Где можно остановить ТС? По Правилам ПДД это должна быть хорошо освещенная трасса или пост ДПС. При остановке авто на дороге, одежда работника ДПС должна содержать светоотражающие детали. Если нарушен порядок остановки ТС, автовладелец вправе обжаловать действия инспектора у руководства или через суд.
Действия сотрудника ГИБДД при остановке ТС
Инспектор должен подойти к машине и представиться: уточнить должность, назвать фамилию, имя, отчество, разъяснить причину остановки. Сотрудник предлагает водителю покинуть авто для устранения неполадок ТС или исправление нарушенного правила транспортировки груза.
При выявлении признаков употребления алкоголя (наркотиков), инспектор предлагает осуществить освидетельствование. Сотрудник ДПС сверяет сведения в регистрационном документе с номерами основных узлов ТС.
После оформления протокола (постановления) о выявленных нарушениях, инспектор при отсутствии оснований отстранения водителя от управления авто, может позволить продолжить движение.
Алгоритм действий при незаконном задержании
Если сотрудники ДПС пытаются остановить авто безосновательно, автовладельцу следует:
- Фиксировать разговор с инспектором на телефон или видеорегистратор;
- Попросить сотрудника показать удостоверение;
- Сообщить представителю ДПС о незаконности его требований. Если настаивает, предъявите документы, предварительно зафиксировав их на видео;
Указанная запись станет доказательственной базой при судебном обжаловании действий инспектора. Если автовладелец не согласен с информацией, указанной в Протоколе о нарушении ПДД, он вправе указать, что опротестовывает выводы сотрудника.
Полезные советы
- Сообщить служащему ДПС, что он не разъяснил права остановленного автовладельца. Указать это в протоколе;
- Если не прописана схема движения, делается приписка: «схема не оформлена» или «расстояние указано не правильно, масштабирование не проведено». Это защитит от дописок «задними числами» и обвинения в отказе подписать протокол;
- При отсутствии свидетелей, сделать прочерк в графе. Если представитель ДПС не вписывает пассажиров, указать сведения о них в разделе «пояснения»;
- Перед подписанием Протокола, следует внимательно прочесть его текст и проставить прочерки в незаполненных графах.
На обжалование Протокола предоставляется десятидневный срок. Поэтому обязательно следует зафиксировать в Протоколе свое несогласие до его подписания.
Источник: https://AutoLawyer.guru/pravo/ostanovka-ts-sotrudnikami-dps/
Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС
RUS35.ru → Авто cоветы → Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС
Каждый автомобилист боится быть остановленным инспектором, даже, если он ездит аккуратно, не нарушая правила дорожного движения. Чтобы относиться спокойнее к этой процедуре, автомобилисту не помешает хотя бы поверхностно знать, по каким причинам его на дороге может остановить инспектор.
Какие изменения произошли в новом регламенте?
В старом приказе № 185 2009 года говорилось, что инспектор может проверять документы автомобилиста только на постоянном посту дорожно-патрульной службы. Поскольку эти стационарные посты было дорого содержать, поэтому за несколько лет их сократили в разы. Вне поста они могли проверять документы транспортного средства только во время специальных рейдов.
Статистическое исследование показало, что на стационарных постах эффективность выявления нарушений очень низка, водители, завидев пост издалека, как правило, снижают скорость и проезжают мимо аккуратно, предупреждая других водителей о посте миганием фар.
Тогда, в связи с отсутствием необходимой портативной техники у сотрудников ГИБДД, не было возможности сверять документы остановленного автомобилиста вне постоянного поста, которые, как правило, оснащены нужной для проверки техникой.
Из-за этого неудобства реальные нарушители, ничем не выдавшие себя и не превышающие скорость движения, легко уходили от ответственности, например, водители, лишенные прав или не получившие их, угонщики, несильно пьяные, наркоманы.
А раз нет постов, то такие водители продолжают безнаказанно нарушать правила, подвергая себя, пассажиров и пешеходов опасности.Сейчас, в связи со стремительным техническим прогрессом, оснащением каждого сотрудника ДПС портативной техникой и прочими изменениями, появилась возможность изменить устаревший регламент по надзору за безопасностью дорожного движения, что и произошло с заменой старого приказа на новый № 664 с 20 октября 2017 года. Самым главным изменением в новом регламенте ГИБДД можно назвать, что инспектора теперь могут проводить проверку документов вне контрольного поста.
Но участок на дороге, где инспектор может заниматься проверкой документов, выбирает его руководство на основании статистики аварий в определенной местности.
По каким причинам инспектор может затормозить водителя?
Список оснований, по которым могут затормозить автомобиль вне постоянного поста:
- При обнаружении сотрудником дорожно-патрульной службы нарушения водителем ПДД.
- Если марка, модель и цвет автомобиля подходят под описание ранее угнанного автомобиля.
- Чтобы забрать показания у автомобилиста, оказавшегося невольным свидетелем аварии.
- Чтобы автомобилист побыл понятым.
- Когда инспектору срочно нужна машина, например, догнать преступника или срочно увезти пострадавшего в больницу.
- Чтобы автомобилисты дали дорогу спецмашинам.
- Когда требуется помощь автомобилиста инспектору или другим автомобилистам, пассажирам, пешеходам.
- При получении информации от диспетчера, что в автомобиле, подходящим под описание, водитель может быть правонарушителем или его пассажиры.
- Чтобы временно запретить, ограничить движение транспортных средств.
- Во время проверки, проходящей по плану.
- Во время мероприятий, проводящимися по приказу от руководства.
- Когда автомобилистам может грозит опасность (неисправная машина, ремонт дороги или моста, авария).
- Чтобы убедиться в наличии документов на право управления, пользование данного автомобиля и перевозку груза.
Дополненный список прав инспекторов
В новом регламенте ГИБДД от 20 октября 2017 года расширили права сотрудников ДПС, которые теперь имеют право:
- Проверять документы не только у автомобилиста, но и у его пассажиров вне контрольного поста ДПС.
- Вести съемку не только служебном видеорегистраторе, но и на собственном телефоне, если нет возможности найти понятых.
- Проверять документы не только на транспортное средство, но и на перевозимые грузы.
- Проверять у автомобилиста наличие полиса ОСАГО.
- Задерживать автомобиль, находящееся в угоне.
Способы остановки автомобилистов
Водителям следует помнить, что их остановить может только сотрудник дорожно-патрульной службы. Стажер дорожно-патрульной службы, участковый, гражданский в форме регулировщика лишены права останавливать транспортные средства, так как не наделены функцией регулировщика дорожного движения.
Сотрудник дорожно-патрульной службы, чтобы остановить нужное транспортное средство, озвучивает данное требование через громкоговоритель или направляет жезл в сторону определенной машины. Затем жезлом указывает на место, куда должен подъехать автомобилист. В вечернее время сотрудник дорожно-патрульной службы в целях безопасности должен использовать световые сигналы.
У сотрудника ДПС нет прав на принудительную остановку транспортных средств:
- Автобусы и ему подобные транспортные средства, заполненные пассажирами.
- Транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам.
- Транспортные средства, принадлежащие консульским учреждениям иностранных государств.
- Мопеды.
- Мотоциклы.
- Мотороллеры.
Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилистов на:
- Железнодорожных проездах.
- Горных дорогах.
- Мостах.
- Дорогах со слабой видимостью.
- Эстакадах.
- Путепроводах.
- В туннелях.
После того, как автомобилист остановился, сотрудник дорожно-патрульной службы должен:
- Сразу подойти к автомобилисту, которому не нужно выходить из машины.
- Вежливо поздороваться с автомобилистом.
- Назвать свою фамилию, имя, отчество, звание.
- Объяснить автомобилисту, по каким причинам его транспортное средство остановили.
- При требовании автомобилиста, предъявить удостоверение, но не отдавая его.
- Попросить автомобилиста освободить собственные документы от обложки и передать документы.
- Если сотруднику дорожно-патрульной службы автомобилист нужен как понятый, то нужно объяснить его права и обязанности.
- Если автомобилиста остановили из-за несоблюдения правил, сотрудник дорожно-патрульной службы должен объяснить это автомобилисту.
- Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилиста на длительный срок.
Список документов, которые проверяет инспектор
Инспектор тормозит автомобилиста, чтобы проверить документы, только в тех случаях:
- Когда автомобилист нарушил ПДД.
- Автомобилист подходит под описание правонарушителя или находящегося в розыске.
- Выявлении признаков подделки документов личности или перевозимого груза.
- Когда автомобилист необходим в качестве понятого.
Если автомобилист, остановленный сотрудником дорожно-патрульной службы, оказывается иностранцем, то у него проверяются документы:
- Паспорт иностранного гражданина или ему подобный документ.
- Миграционная карта, виза.
- Водительское удостоверение.
- Документы на автомобиль.
- Если машина ввозится в Российскую Федерацию, то проверяются документы, оформленные для прохождения таможни.
- Полис ОСАГО или подобные ему страховые документы.
- Документальное разрешение для въезда на территорию.
Кроме автомобилиста, сотрудник дорожно-патрульной службы проверяет документы всех его пассажиров.
Сотрудник дорожно-патрульной службы обязан
- Вне контрольных постах в темное время суток использовать специальные световые сигналы.
- В условиях недостаточной видимости или ночью носить световозвращающее снаряжение и светящийся жезл.
- Если автомобилист не предоставил необходимые документы, то сотрудник дорожно-патрульной службы должен его оставить на контрольном посту, пока родственники или близкие друзья забывчивого, которым даются три часа, не привезут его документы.
- При выявлении нарушений автомобилиста сотрудник дорожно-патрульной службы обязан наложить на него штраф.
Водители должны знать эти права и обязанности сотрудника ДПС, чтобы спокойно пользоваться своим автомобилем, не страдая от произвола, иногда встречающегося на дорогах.
Источник: https://rus35.ru/razreshena-li-proverka-dokumentov-vne-statsionarnogo-posta-dps/
Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС?
20 октября 2017 года вступил в силу обновленный Административный регламент МВД. Был введен в действие Приказом №644 от 23.08.2017 года.
Административный регламент — внутренний приказ МВД, инструкция для инспекторов, который водители не обязаны учить наизусть, но с которым не помешает ознакомиться. Регламент находится в свободном доступе.
Одна из основных новых норм регламента — новое условие для проверки документов вне стационарного поста с 2017 по 2020 год.
Узнаем, могут ли сотрудники ГИБДД проверять документы вне стационарного поста, на каком основании инспектор может останавливать автомобиль.
Основания для остановки ТС
Новая редакция регламента позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку ТС вне стационарного поста для проверки документов. Теперь сотрудники имеют право останавливать машины для проверки документов в любом месте.
Но место выбирается не по желанию сотрудника, а по приказу руководства. Остановка автомобиля сотрудником ДПС вне стационарного поста во многом обусловлена резким сокращением постов за последнее время.
А это явление объясняется значительным сокращением кадрового состава в Госавтоинспекции.
По сути, инспекторам ДПС и ранее разрешали останавливать машины вне стационарных постов при проведении различных специальных мероприятий и рейдов. По этой причине нововведение мало изменило фактический порядок, особенно в городах.
Инспектор всегда мог найти повод для остановки. Обычно у автомобилистов возражений не было. Многие считали, что легче показать документы, чем спорить.
Места для несения службы сотрудниками ДПС определяют на основании анализа состояния аварийности в определенной местности, выявления потенциально опасных участков дорог, с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки.
По регламенту инспектор не должен курить в присутствии водителя, но обязан быть вежливым и воздерживаться от разного рода высказываний и действий дискриминационного характера по разным признакам (пола, возраста, национальности и прочее).
Предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, оскорблений также запрещено.
Основания для остановки (статья 84):
- если автомобилист нарушил ПДД (инспектор ГИБДД зафиксировал нарушение визуально или применяя специальные технические средства);
- инспектор получил сведения (от дежурного, по ориентировке) о том, что автомобилист или пассажиры причастны к ДТП, преступлению, правонарушению;
- если у инспектора есть данные о том, что конкретный автомобиль в розыске или угнан;
- если водитель стал очевидцем или свидетелем аварии, преступления, его останавливают, чтобы он дал показания;
- инспектор должен привлечь автомобилиста в качестве понятого;
- сотрудникам необходимо использовать автомобиль;
- нужно временно ограничить или запретить движение автотранспортных средств;
- предоставить безопасный и беспрепятственный проезд машинам специального назначения;
- есть необходимость остановить автомобилиста, чтобы тот оказал помощь другим участникам дорожного движения или полицейским;
- если проводятся мероприятия, которые нужно исполнять по специальным распорядительным актам;
- при проведении плановой проверки (ТС проверяется на перевозку запрещенных грузов, лиц, которые находятся в розыске);
- если существует угроза безопасности движения, созданная неисправностью технических средств, нарушением правил проведения ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, техногенной аварией, другими чрезвычайными ситуациями.
- для осуществления проверки документов на право пользования и управления ТС, перевозки грузов;
- у инспектора имеются подозрения, что лицами было совершено преступление, или они находятся в розыске, а также есть основания задержать их.
Способы остановки ТС
Инспектор ГИБДД останавливает авто специальным жестом. Требование остановиться подается через громкоговорящее устройство или жестом руки, также правомерно использовать жезл или диск с красным сигналом, направляемый на определенную машину.
Инспектор указывает на участок для остановки автотранспортного средства. Если на улице темно, сигнал об остановке подается с помощью специальных световых сигналов (в законе есть дополнение к пункту: «при наличии возможности»).
Нельзя останавливать машины на участках дорог, где это запрещено ПДД (исключение: остановка произошла в связи с необходимостью пресечь преступление, правонарушение, предотвратить реальную угрозу причинении вреда жизни и т.д.).
После остановки инспектор обязан:
- без промедления подойти к автомобилисту;
- поздороваться, представиться, назвать ФИО, должность, звание;
- при обращении к автомобилисту приложить правую руку к головному убору;
- объяснить причину остановки;
- предоставить служебное удостоверение после требования водителя (не следует забывать об этом праве и даже фиксировать себе данные сотрудника полиции);
- изложить требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или изложить права и обязанностей водителя, если необходимо его привлечение в качестве понятного;
- остановка производится на короткий срок;
- если водитель совершил административное нарушение, инспектор разъясняет суть такового.
Инспектор имеет право предложить автомобилисту выйти из автотранспортного средства в случаях:
- у автомобилиста обнаружены признаки опьянения, болезни;
- в целях проведения досмотра, осмотра (личного, груза или ТС);
- если нужно сверить номера агрегатов, узлов автомобиля с информацией в регистрационных документах;
- если необходимо участие автомобилиста в проведении процессуальных действий, для оказания помощи;
- чтобы устранить техническую неисправность автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
- если своим поведением водитель создает угрозу безопасности инспектора.
Итог
Могут ли сотрудники ГИБДД останавливать автомобиль и проверять документы вне стационарного поста? Могут.
В предыдущем регламенте от 2009 года это было запрещено, но новый регламент официально разрешил останавливать машины за пределами поста. Подобная мера мало что изменила, так как инспекторы и ранее останавливали ТС вне постов, ссылаясь на проведение специальных мероприятий и другие поводы.
Водители редко возражали по этому поводу, и теперь добросовестным автомобилистам не стоит переживать при проверке документов вне стационарных постов.
Также сотрудник ГИБДД не должен запрещать водителю ознакамливаться с содержанием специальных мероприятий или ориентировок. Соответствующие документы хранятся на стационарном посту или в отделении ГИБДД.
На борту патрульного ТС должен быть контактный номер телефона дежурного. Если нет, автомобилист может потребовать сведения по местонахождению или номеру телефона дежурного или ответственного должностного лица, а инспектор обязан предоставить водителю такую информацию.
О законных основаниях для остановки или проверки документов можно узнать у дежурного. Также сотрудник должен по соответствующему запросу предоставить сведения о проведении специального мероприятия, информацию о том, какой инспектор остановил его, правомерны ли его действия.
Многих автомобилистов волнует тот факт, что из нового регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку при общении с сотрудником ДПС.Но съемка по-прежнему разрешена конституционным правом каждого гражданина на поиск, получение, передачу информации любым законным способом. Но автомобилист не должен препятствовать выполнению сотрудником его служебных обязанностей.
Также есть еще одно важное замечание: если у инспектора имеются подозрения, что автомобилист пьян, он может потребовать пройти медицинское освидетельствование.
Но в случае, когда анализы или другие методы освидетельствования показали отрицательный результат, инспектор обязан препроводить водителя обратно к месту отстранения от управления автомобилем или к месту нахождения его автотранспортного средства.
Т.е. тогда, когда анализы не показывают признаков опьянения, Вас доставят обратно к Вашему автомобилю.
Вас заинтересует:
Источник: http://pravo-auto.com/proverka-dokumentov-vne-statsionarnogo-posta/